среда, 8 мая 2013 г.


"Ребенок плохо говорит? Почему?  Что делать?

   Речь Вашего ребенка намного отличается от речи его сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обратиться к логопеду? Чем можете помочь ребенку Вы?

      Вы  решили  не обращаться к специалистам  и сами хотите помочь ребенку.
Для конструктивного подхода в решении проблем Вам предлагается:
    -наблюдать за ребенком и фиксировать в «Записной книжке» его состояние — происходящие с ним изменения, трудности и достижения;
    -принимать активное практическое участие в речевом развитии ребенка.
                                  ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ
     Определите, что именно Вас тревожит. Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня. Подчеркните, что беспокоит Вас в его поведении: вялость, возбужденность, резкий протест при необходимости отвлечься от какого-то занятия, непослушание.
    Вы считаете, что у ребенка речевые проблемы? Нач¬ните с оценки сложившейся ситуации. Внимательно прочитайте варианты речевых трудностей и отметьте свойственные Вашему ребенку.

                             Ребенок не говорит совсем!

   1. ОТСУТСТВИЕ    РЕЧИ    В ТРИ ГОДА — НЕ ПРОСТО ЗАПАЗДЫВАНИЕ — ЭТО СИГНАЛ О ГРУБОМ РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!
    Необходимо срочно обратиться к ЛОГОПЕДУ!
   2.  Задержка на стадии называния.
        Ребенок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остается на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи — жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.
   3.    Говорит, как маленький.
   4.    Невнятная речь.
   5.    Не хочет говорить.
   6.    В речи появились запинки.



   Речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:
  -достигли определенной степени зрелости различны структуры головного мозга;
  -правильно и координирование работали голосовые и дыхательные системы, органы        артикуляции;
  -были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  -формировалась потребность в общении.
   Овладение речевой деятельностью предполагает:
  -способность говорить;
  -способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
    -самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
    -звуковой формой слов;
    -значением слова;
    -грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи — чтению и письму.
Как ребенок учиться говорить?
Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он — творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания.

Основания для беспокойства если: 
                               От рождения до 6 месяцев
ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

                                7 - 10 месяцев
отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.

                                10 -12 месяцев
ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов.
                                Ранний возраст
  Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.
Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

                                  Дошкольный возраст
  У ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть — глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: сахар ~ соль, холодный — горячий, улыбаться — хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связанно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.

                                Эмоциональная сторона
Выражение мысли заключается не только в звуковой материальной оболочке.  Звучащую речь сопровождает так называемый эмоциональный язык — мимика, жесты, телодвижения.
 Нарушение способности к установлению эмоционального контакта; ребенок, имея нормальный слух, не реагирует на обращение; отсутствие жестов, даже указательного; непереносимость малейших изменений в условиях существования.
                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам.
Логопед поможет Вам:
1)    определить самое слабое звено в общем комплексе проблем ребенка, дать оценку изменениям в его речевом развитии;
2)    выбрать, что в ежедневном общении с ребенком может быть использовано в качестве учебного материала;
3)    определить последовательность занятий, их дозировку по времени и сочетание с разными режимными моментами.
  Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми.
Успех   любых   начинаний   всецело   зависит    от    систематичности   работы!
Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов,    наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.
  Любите    ребенка    таким,   какой он   есть. Не   ждите от   него   невозможного.
 «Особые дети — особое общение» . Не сравнивайте малыша с ровесниками, проводите сравнение только с ним самим на предыдущем этапе. Не забывайте отмечать достижения и хвалить ребенка. Вот несколько способов высказать одобрение:
Молодец!
Правильно!
У тебя это хорошо получилось!
Ты сегодня хорошо потрудился!
Прекрасно!
Я горжусь тобою!
Я знала, что ты справишься!
Неплохо!
Отлично!
Ты быстро научился!
Это то, что надо!
Я не смогла бы сделать лучше!
С каждым днем у тебя получается лучше!
Будем   оптимистичны: дорогу   осилит идущий!

                          

Комментариев нет:

Отправить комментарий